У этой статьи довольно необычная история. В свое время ее автор, физик по образованию, познакомился с Сознанием Кришны и стал серьезно заниматься его изучением. Будучи сотрудником МГУ, он рассказывал об этом студентам и сослуживцам, за что был уволен "по собственному желанию".

Через год в СССР началась кампания официального преследования Сознания Кришны органами КГБ и прокуратуры. Не особо щепетильные следователи и судьи на суде признали его одним из руководителей Сознания Кришны, и он был осужден по ст.227 УК РСФСР.

Данная статья была написана им на Урале во время пребыва- ния в местах лишения свободы.

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? (с точки зрения бывшего физика)


Друзья, стремитесь к солнцу!
Если вы не дойдете - неважно,
Важно, что вы шли!

ПРЕДИСЛОВИЕ


Мы живем в удивительном мире. Мире фантазий и иллюзий, в мире заблуждений и предрассудков. Зачастую у власти стоят глупцы и мошенники, а пройдохи и проходимцы - объявляются великими учеными. Людей массами одурачивают и оглупляют, внушая им басни и небылицы, в которые подчас не верят сами создатели. Эти факты понимают сейчас почти все разумные люди. Но возникает, однако, вопрос - почему же так все получилось? Почему в мире столько зла, несправедливости, насилия? Такое положение дает атеистам повод для обоснования своих материалистических взглядов, они говорят, если бы Бог существовал, то он не допустил бы такой мрачной ситуации. Но здесь необходимо напомнить читателю, что такое развитие событий в мире было предсказано давно, еще много тысяч лет тому назад в главных Священных писаниях мира - Ведах. Наша эпоха называется там Кали-Юга, Железный век, эпоха ссор и разногласий. Там говорится, что в эту мрачную эпоху люди дойдут до того, что уже будут ссориться и спорить друг с другом по любому малейшему поводу. Предсказывается, что в мире будут преобладать атеистические и материалистические взгляды, а искренне преданных Господу Богу будут преследовать и притеснять. Поэтому с уверенностью можно сказать, что такое развитие событий было предусмотрено Тем, кто сотворил этот мир и постоянно им управляет. Но вопрос этот не простой, и разобраться в нем не так легко. Большинство людей, к сожалению, не могут этого сделать по той простой причине, что пытаются это сделать самостоятельно, без помощи истинных авторитетов в духовной науке, которые полностью овладели ею в полном соответствии со Святым писанием. В главном Священном писании мира - Бхагавад-гите говорится:

"...Это знание является вершиной всего познания, это самая большая тайна из всех тайн". Поэтому Кришна - сказитель Бхага- вад-гиты - советует в 4 главе: "...Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы и старайся услужить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину..." Данная книга написана человеком, который в течении многих лет своей жизни мало чем отличался от большинства современных людей. Но, встретив уже в зрелые годы такого истинного духовного учителя, он изменил свои взгляды и стал заниматься наукой духовного самосовершенствования. Будучи знаком с основными направлениями современной науки, он попытался изложить в этой книге те многочисленные загадки человеческой жизни, ответить на которые не способны все современные науки, но дает Ведическая философия, или Сознание Кришны, записанная в самых древних писаниях мира - Ведах. Будущее покажет, насколько удачной оказалась эта попытка.

ВВЕДЕНИЕ


Наша эпоха считается веком научно-технического прогресса. Во всем мире делается множество открытий, изобретений, публикуются научные труды, защищаются диссертации. Прочно вошли в повседневную жизнь людей радио, телевидение, телефон, звукозапись, которые еще несколько десятилетий назад казались всем невероятными чудесами. Самолеты бороздят воздушные просторы, взвиваются ввысь ракеты, на весь мир прозвучали атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Современная наука создала всевозможное оружие уничтожения доселе невиданной силы - атомное, водородное, нейтронное, химическое и бактериологическое, лазерное. Возникает, однако, вопрос - что все это дало самому человеку, то есть, сделали ли его все эти достижения по-настоящему счастливым? Ведь хорошо известна и обратная сторона этого так называемого прогресса: загрязнение окружающей среды, рост военной опасности, падение нравственности среди молодежи, рост преступности и наркомании и т.д.. Как же объяснить все эти явления? Сторонники "прогресса" уверяют, что все это временные явления, пройдет время и человек, якобы, сумеет их преодолеть. Но время идет, а ситуация не только не улучшается, но, напротив, делается еще мрачнее. Как же все это объяснить? Неужели вся современная наука не в состоянии остановить этот угрожающий процесс?

В Ведической философии есть два слова для обозначения понятия "знание". Слово "веда" означает духовное знание о сущности жизни, о Боге и душе. Слово "гьяна" означает практическое, материальное знание, которое, в основном, и является предметом изучения для современной науки. Кроме того, есть слово "агьяна" - то есть незнание, неведение или невежество, которое означает ложное, мнимое знание, которое лишь вводит в заблуждение человека. Поэтому необходимо знать, что есть множество ложных, лженаучных теорий и предрассудков, которые отнюдь не способствуют истинному духовному прогрессу человека, его познанию окружающего мира, решению насущных проблем его жизни. Истинная наука и философия должна быть реальной и практической, а не оторванной от жизни теорией, предназначенной для кабинетных ученых, интеллектуальной элиты, воображающей себя истинными обладателями истинного знания. Действительно ученый человек всегда скромен и смиренен. Одна из восточных мудростей гласит: "...Украшен разум скромностью обычно, и добротой украшено величье..."

Так вот, печальная истина современной эпохи состоит в том, что идейные политические лидеры современного человечества, обуянные чрезмерной гордостью, ведут людей в совершенно ложном направлении.

В 1966 году в США было основано Международное Общество Сознания Кришны, которое ставит своей задачей распространение в мире философии Сознания Кришны, основанной на древнейших священных писаниях в мире - Ведах. Десятки книг по Ведической философии были переведены на английский язык духовным учителем и основателем Общества Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Благодаря этому тысячи людей во всем мире получили возможность узнать о новом и совершенно неожиданном для них подходе к самым насущным проблемам всей человеческой жизни, который сочетает в себе глубину и ясность явленных писаний со строгостью и логичностью научного анализа. Ученые, инженеры, художники и другая интеллигенция - люди из самых разных слоев современного общества,которых трудно обвинить в религиозном фанатизме,нашли в Сознании Кришны цель своей жизни. В данном обзоре автор пытается по мере сил объяснить это, на первый взгляд, удивительное явление.

ГЛАВА 1


ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ


1. Немного истории о философии.


Мы начнем наш краткий обзор с философии, которая в древности именовалась наукой наук. Все древнейшие философские системы: Сократа, Платона, Аристотеля, а также многих философов Нового времени: Канта, Гегеля и других считали само собой разумеющимся факт, что все многообразие живых существ: люди, животные и растения - произошли не сами по себе, но сотворены Высшим Разумом - Господом Богом. Поэтому, естественно, философию нельзя рассматривать отдельно от религии. Основатель Международного Общества Сознания Кришны - А.С.Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил: "...Философия без религии - лишь умственные спекуляции, религия без философии - сентиментализм, а иногда - фанатизм..."

Эта точка зрения целиком основана на Бхагавад-гите - главном Священном писании Сознания Кришны: "...Лишь несведущие полагают, что философия санкхья и преданное служение Господу - отличны друг от друга. Те,кто ведают истину, знают, что ставший на любой из этих путей достигает результатов их обоих..."

В Ведической литературе описаны оба эти пути. Первый из них называется гьяна-йога, а второй - бхакти-йога, и человек первоначально может стать на любой из этих путей. Но фактически оба эти пути не являются независимыми, и самое лучшее - это их разумное сочетание в едином процессе духовного совер- шенствования. Именно так рекомендуется духовными учителями Сознания Кришны.

Но исторически получилось так, что в современную эпоху философия стала развиваться независимо от религии. Были созда- ны всевозможные философские системы и теории самых разнообраз- ных направлений. Религия же стала развиваться независимо, раз- рабатывая свою собственную философию, называемую теологией. Такое разделение не пошло на пользу ни той, ни другой. Филосо- фия стала постепенно скучной теоретической дисциплиной, пред- назначенной для кабинетных ученых, и совершенно оторванной от практической жизни. Религия же стала считаться уделом сенти- ментальных наивных людей, не способных самостоятельно разре- шить свои проблемы, и во всем полагающихся на Божью помощь. В конце концов в данную эпоху Кали-югу в мире стали появляться материалистические и атеистические взгляды, которые вообще от- рицали существование Господа Бога. Наибольшее распространение эти взгляды нашли в ХХ веке, когда появились такие "научные" теории, как эволюция видов Ч.Дарвина и теория происхождения видов А.Опарина. Не будем пока подробно останавливаться на этих "теориях", они будут подробно обсуждаться в 3 главе - "Физика и биология". Приведем, однако, интересную цитату из "Бхагавад-гиты", специально адресованную таким "ученым": "...Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в Явленных писаниях, не достигают божественного сознания. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следую- щем..."

Таким образом, ХХ век характеризуется расцветом материалистических и атеистических взглядов, которые, казалось, получили научное обоснование в достижениях современного естествознания. Цель данной книги, однако, - показать, что подлинно научное познание не только не подтверждает материалистических гипотез о самопроизвольном происхождении жизни, но категорически отрицает и опровергает их с самых общих теоретических позиций.

2. Кто виноват


Здесь уместен вопрос: почему же мир докатился до такого мрачного состояния, что стало возможным появление таких нелепиц, как теория происхождения человека от обезьяны и прочего вздора? Как уже упоминалось выше, такое развитие событий было заранее предусмотрено и предсказано в Священных писаниях - Ведах. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "Все существа в этом мире рождены в иллюзии, будучи не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева... Из тысяч, тысяч людей лишь один стремится к совершенству. Из тех же, кто достигнул совершенства, едва ли хоть один знает Меня полностью..."

Дело в том, что этот материальный мир создан Господом Бо гом как место для падших, обусловленных душ, обуянных чрезмерными материальными стремлениями. В Ведах говорится, что Всевышний Господь испокон веков исполняет желания всех живых существ. Но материальные желания, однако, имеют такую природу, что они постоянно противоречат друг другу, и их просто невозможно выполнить все одновременно. Поэтому Господь Бог постепенно исполняет такие желания разных живых существ одно за другим в той мере, как они того заслуживают. Большинство людей в этом мире стремятся к власти, богатству, славе, учености, наслаждениям, и не останавливаются для достижения своих целей ни перед какими преградами. Неудержимо стремясь к исполнению своих желаний, они совершенно забывают об истинной цели человеческой жизни - духовном познании ее смысла и предназначения.Поэтому они постоянно совершают греховные действия, заставляя страдать другие живые существа. Но этот материальный мир имеет свои суровые законы, согласно которым ни один наш поступок не остается без внимания, и мы получаем за него соответствующее воздеяние. Не зная об этом, люди по наивности полагают, что они могут жить как им вздумается, и бездумно совершают один греховный поступок за другим. В Ведах говорится: "...Страдания людей в этом мире есть следствие их греховных действий. Грехи - это следствие их невежества. Поэтому надо рассеять тьму невежества факелом знания..." Итак, обретение духовного знания - это единственно самый надежный путь избавления человека от всех страданий этой жалкой обусловленной жизни. Международное Общество Сознания Кришны ставит своей задачей помочь всем людям на земле обрести это истинное духовное знание о смысле и сущности человеческой жизни, разобраться в этих, по сути, самых важных для каждого че- ловека проблемах. Всевышний Господь Бог дал всем людям определенную небольшую степень свободы: они могут оставаться во тьме своего невежества или стремиться к свету знаний и духовного блаженства. К сожалению, мы с вами живем в таком мире, где большинство душ предпочитают первую возможность. Поэтому будет ли справедливым упрекать за это Господа Бога?

3. Знание об Абсолюте


Очень часто люди сомневаются, а существует ли Господь Бог вообще? Если да, то почему мы Его не видим? Каков Он? Каковы Его качества? Как научиться сознавать и понимать Его? Ведические писания отвечают на все эти вопросы с исчерпывающей полнотой. Иисус Христос говорит в Евангелии: "...Блаженны чистые сердца, ибо они Бога узрят..." Поэтому далеко не всем людям дано видеть и понимать Господа Бога. Это могут лишь немногие редкие души: Ему безраздельно преданные. Кришна говорит о таких великих душах в "Бхагавад-гите": "...Чистые и самодисциплинированные, постоянно стремящиеся к совершенству, они с преданностью поклоняются Мне..."

Так каков же Он - Верховный Господь? В самом древнем писании мира Брахма Самхите говорится так: "Кришна - Верховная Личность Господа, является причиной всех причин, началом всех начал, источником всего творения. Он не имеет другой причины, кроме Себя самого. Его тело полностью духовно, исполнено вечности, знания и блаженства..." Этот стих имеет очень глубокое содержание. Давайте рассмотрим все его основные идеи, последовательно одну за другой.

Первое, с чего можно начать - это то, что Бог полностью духовен по своей природе. Это означает, что Он не имеет, по- добно нам, материального тела. Говорится, что Его тело пол- ностью духовно, исполнено вечности, знания и блаженства. Как это следует понимать?

Материальная энергия весьма различна по своей природе. Самая грубая ее форма - это твердое вещество. Затем идут жидкости, имеющие более тонкую структуру, затем газы. Наконец, есть плазменное состояние вещества, еще более тонкой природы, чем все предыдущие. И далее идут различные физические и биологические поля: электромагнитное, гравитационное, так называемое биополе, регистрируемое вокруг живых существ. Так вот, духовная энергия имеет еще более тонкую структуру, чем вещи материальной природы. И, как следствие этого, она не подвержена каким-либо разрушениям, т.е. является вечной по своей природе. Это можно понять из такого сопоставления: жидкости более устойчивы, чем твердые тела, газы более устойчивы, чем жидкости, а поля практически не подвергаются воздействию более грубых материальных субстанций. Аналогично этому, духовная природа является вечной и неизменной. Поэтому духовное тело Господа Бога также является вечным и неизменным. В "Бхагавад-гите" Кришна говорит так: "...Никогда не было, чтобы не существовал Я или Ты, или кто-нибудь из этих царей, в будущем никто из нас не прекратит своего существования..." Это первое и, пожалуй, самое главное качество Господа Бога - Его духовная нематериальная сущность и извечность Его существования. Про каждого человека можно сказать, когда он родился и когда-то умрет. Но Всевышний Господь вечен. Он всегда был и всегда будет существовать. Каждый человек родился от своего отца и матери. Но Господь Бог вечен. Он никогда не рождается и не умирает. Он может периодически являть Себя в материальном мире подобно тому, как солнце то выходит, то заходит над горизонтом. Но это не означает, что он родился или умер. Кришна присутствовал на земле 5000 лет назад и пробыл здесь около 130 лет. Но до самого своего ухода Он выглядел как молодой цветущий юноша 20-летнего возраста. Таковы трансцендентные, неземные качества Господа Бога. Будучи вечным по Своей природе, Господь является первичным творцом всего сущего. Это означает, что все в мире сотворено либо Самим Господом, либо личностями, которые в свой черед были сотворены Господом Богом. Приведу в этой связи такой пример. Часто говорят, что человеческий ум создал много удивительных вещей, и это, без сомнения, верно.Но возникает вопрос - а откуда же взялся сам человек и его разум? Неужели действительно человеческий разум произошел от обезьяны, как доказывает Дарвин? При здравом размышлении в это трудно поверить. Конечно, человек умеет создавать много вещей, приборов, деталей из тех материальных элементов, которые имеются в природе. Но кто создал эту материальную природу, животных, растения, наконец, самого человека? Сам человек это сделать не в состоянии.

В Ведах говорится, что Господь Бог одновременно и един и отличен от всего Своего творения. Он един с ним в качественном отношении, подобно тому, как солнечные лучи качественно подобны самому солнцу. Но Он отличен от Него количественно, как огромное Солнце бесконечно превосходит свои атомарные лучи. Поэтому все существующее в мире относится к одному из типов энергий Верховного Господа. В Ведах описывается три вида таких энергий:

1. Низкая материальная энергия, или пракрити. Она является основой всех видов материи: вещества, жидкостей, газов, физических и биологических полей.
2. Духовная энергия промежуточной природы, или джива-сатха. К ней относятся души всех индивидуальных живых существ: людей, животных и растений.
3. Наконец,духовная энергия высшей природы,или вишну-сатха. К ней относятся всевозможные воплощения и экспансии Господа Бога. Эти энергии Господа пронизывают собой всю Bселеную, и Господь Бог все контролирует. Поэтому в "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "Эта материальная природа принадлежит Мне и действует по Моему повелению, производя на свет все движущиеся и недви- жущиеся создания".

Кроме того, Господь Бог присутствует в сердце каждого че- ловека, как Верховная душа или параматма, наряду с индивиду- альной душой джива-атма, и поэтому знает все желания и намере- ния данного человека. Поэтому он заранее предвидит все разви- тия событий в мире.

В "Бхагавад-гите" Кришна говорит: "...Будучи Верховной Личностью Божества, Мне ведомо все, что было в прошлом, все, что происходит в настоящем, и все, что будет происходить в будущем. Я также знаю все живые существа, но Меня не знает никто..." Далее, Господь Бог является Верховным наслаждающимся, или пуруша, т.е. Он получает наслаждение от всех действий, происходящих в мире, ибо все творится по Его воле. Остальные живые существа получают наслаждение уже от Него и по Его беспричинной милости. Об этом говорит одно из Святых имен Господа Бога - Говинда, которое означает "дающий наслаждение чувствам". Мы затронули здесь очень интересный и важный вопрос - о Святых именах Господа Бога. Основатель движения Сознания Кришны - Шри Чаитанйа Махапрабху - писал в единственном произведении "Шикшаштака", оставшемся после него: "О Мой Господь! У Тебя сотни и тысячи имен, таких, как Кришна и Говинда, и Ты вложил в них все Божественные энергии. Нет строгих правил для воспевания Твоих имен, но я настолько несчастлив, что не имею к этому никакого влечения..."

В Ведах говорится, что Всевышний Господь Бог является обладателем всех качеств и всех богатств, и каждое Его имя отражает Его определенные качества. Поэтому Господь Бог имеет бесчисленное множество имен, в соответствии со Своими трансцендентными качествами. Перечислим главные имена:
Кришна - всепривлекающий управляющий рождением и смертью
Рама - дающий духовное блаженство
Хари - избавляющий от страданий
Бхагаван - обладатель всех богатств
Говинда - дающий наслаждение чувствам
Мукунда - дающий освобождение
Йогешвара - владыка всех таинств

Вопрос о святых именах Господа Бога особенно важен. Дело в том, что во всех священных писаниях мира рекомендуется обра- щение к Господу Богу через посредство Его святых имен, как по существу главный метод духовного просветления и развития. Иисус Христос говорил в Евангилие:

"...Отец наш, сущий на небесах, да святися имя твое..." В Ветхом завете библии есть такие слова царя Давида, ав- тора псалмов: "...Славьте Господа с каждым дыханием, славьте Его с барабаном и флейтой... И кто грустен из вас - пусть мо- лится, а кто весел - пусть поет псалмы".

И наконец, в Ведических писаниях есть такой красивый стих: "Повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога в этом темном веке ссор и разногласий - нет иного пути, нет иного пу- ти, нет иного пути!"

Такая общность, несомненно, говорит о едином божественном происхождении всех религий. Все религии являются лишь различ- ными ветвями единого древа познания Господа Бога. Главным же стволом этого дерева является Сознание Кришны, называемое на санскрите санатана-дхарма, что в переводе означает: извечная, изначальная религия. Про каждую из мировых религий можно точно указать момент ее возникновения, связанный с появлением ее основателя, посланника Господа Бога. Так, Иисус Христос пропо- ведовал в древней Иудее около 2000 лет назад, Магомет жил и проповедовал в Средней Азии 1500 лет назад, а Моисей - около 3-4 тысяч лет назад. Но невозможно указать точное время появ- ления Сознания Кришны. 5000 лет назад были записаны основные ведические писания, но фактически они существуют и раньше, пе- редаваясь в устной традиции от учителя к ученику. В Сознании Кришны есть очень важное понятие парампара, или преемственная последовательность духовных учителей. Считается, что духовное знание не может передаваться только через книги, но обязатель- но должен быть духовный учитель - гуру, который ответит на все вопросы ученика и разъяснит ему все тонкости предмета. В писа- ниях говорится, что Всевышний Господь Кришна помогает Своим преданным в их духовном развитии тремя различными способами. Первый. Он дает им Священные писания, сказанные им Самим (например, "Бхагавад-гита"), или написанное Его посланниками. Второй. Кришна присутствует в сердце каждого человека как верховная душа параматма и дает человеку свои советы и подсказки.

Третий. Самая существенная помощь Кришны состоит в том, что Он присылает преданному Своего представителя - гуру, ду- ховного учителя. Такой путь получения духовного знания от гуру является самым прямым и надежным.

В "Бхагавад-гите" Кришна говорит:

"Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы и старайся услужить. Самопознаваемая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину". В Ведах есть такие слова: "По милости Кришны человек получает гуру, по милости гуру он получает Кришну".

4. Основной вопрос философии


В предыдущем разделе мы начали рассмотрение основных качеств Всевышнего Господа Кришны. Попытаемся теперь подвести под сказанное некоторую философско-теоретическую базу, т.е. иными словами, попытаемся рассмотреть основные положения Сознания Кришны в научно-философских терминах. Философия диалектического материализма говорит, что все философские системы можно отнести к тому или иному типу в за- висимости от отношения к так называемому основному вопросу фи- лософии. В чем же он состоит? Выделяют два аспекта этой проб- лемы:

1. Вопрос о первичности материи и сознания.
2. Вопрос о познаваемости мира человеческим разумом.

Рассмотрим сначала первый из них. Как уже ясно можно по- нять из всего изложенного - сознание является первичным по от- ношению к материи, причем высшее сознание - Верховный Господь Кришна - является первичным творцом всего сущего, в том числе и данного материального мира. При здравом размышлении ясно, что ничто не может возникнуть само по себе, любая, даже самая простая вещь создана человеком или машиной, которую создал че- ловек. И подобно этому, все живые существа, люди, животные и растения созданы Господом Кришной или личностями, которых уже сотворил Сам Кришна. Это все достаточно просто. Несколько бо- лее сложен второй вопрос: о принципиальной возможности познать окружающий мир человеческим разумом. В семнадцатом-девятнадца- том веках на Западе существовали философские школы под назва- нием "агностицизм". Их наиболее известными представителями бы- ли крупные философы: Юм и Кант. Агностики утверждали, что че- ловек в принципе не способен однозначно ответить на основной вопрос философии. Поскольку мы воспринимаем окружающий мир только через наши материальные чувства, которые весьма несо- вершенны по своей природе, то мы не можем сказать определенно, что же именно находится за пределами наших чувств: Бог, мате- рия или что-то другое. Философия диалектического материализма, в свой черед, утверждает, что вопрос об истинности нашего зна- ния о мире разрешается в процессе практической деятельности человека. Это означает, что если наши теоретические рассужде- ния, а также выводы из них подтверждаются человеческим опытом, практикой, то они соответствуют истине. Это называется в фи- лософии критерий практики в теории познания. Как же отвечает на этот вопрос о познаваемости мира философия Сознания Кришны?

Как уже упоминалось выше, то,что чувства и ум человека весь- ма несовершенны, является несомненным фактом. Поэтому мы не можем полностью доверять им в своих суждениях об окружающем мире. Но, в отличии от агностицизма, философия Сознания Кришны не только приводит такое голове утверждение, но и дает удиви- тельный способ разрешения этой проблемы, поначалу кажущейся тупиковой, безвыходной. Дело в том, что сам-то человек не яв- ляется мертвым прибором, но живым существом, вечным творением и слугой Всевышнего Господа Бога. Поэтому то, что человек не видит или не сознает сегодня - он может увидеть и осознать завтра. В этом и состоит процесс духовного совершенствования. Более того, человек сам, по собственной воле, может ускорить его и прийти к успешному разрешению всех проблем своей жизни. Как уже упоминалось выше, ему нужна постоянная помощь и под- держка Господа Кришны и Его представителя - истинного духовно- го учителя - гуру. Но, к сожалению, далеко не все люди стре- мятся к приобретению истинного знания. В "Бхагавад-гите" Криш- на говорит об этом так: "Все существа в этом мире рождены в иллюзии, будучи не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева... Из тысячи тысяч людей лишь один стремится к совер- шенству. Из тех же, кто достиг совершенства, едва ли хоть один знает Меня полностью".

Таким образом, процесс познания Абсолютной истины - Госпо- да Кришны - это весьма и весьма непростая задача, которая доступна далеко не каждому. В Ведах говорится, что из многих видов человеческих жизней лишь некоторые достаточно цивилизо- ваны, чтобы понять науку о Кришне. Из многих миллионов таких людей лишь некоторым, наиболее удачливым - найти в жизни ис- тинного духовного учителя - посланника и представителя Господа Кришны. Хотя Кришна одинаково доброжелательно относится ко всем существам, как любящий отец равно любит всех своих детей. Но не все дети одинаково любят своего отца - Господа Кришну. Но те, кто искренне предан Кришне, особенно дороги Ему. Вот что Кришна говорит в "Бхагавад-гите": "Я никому не завидую и Я ни к кому не пристрастен. Я равно отношусь ко всем. Но кто с преданностью служит Мне, как друг, тот во Мне, и Я ему также друг".

Как уже упоминалось выше, Абсолютная Истина - это не просто некая безличная сумма знаний законов и т.д.,это есть Верховная Личность божества - Господь Кришна. В Ведах гово- рится: джамади асйахатах - Абсолютная Истина - это то, из чего все истекает.

И поскольку Верховный Господь Кришна является первичной причиной всех причин, источником всего творения, то именно Он и является причиной Абсолютной Истины. Если все существующее в мире есть какие-то относительные истины, в том смысле, что они существуют реально, независимо от нашего сознания, то высшая Абсолютная Истина должна включать в себя все существующее, в том числе и сам источник творения - Господа Бога. Таким образом, процесс духовного познания - это познание Абсолютной Истины - Господа Кришны. Он заключается в постоян- ном общении с Кришной посредством преданного служения Ему. Кришна никого не заставляет служить Ему насильно. Те личности, которые по своему характеру отрицают само существование Госпо- да Бога, постоянно пребывают в иллюзии этого материального ми- ра, будучи не в состоянии осознать ни положения Верховного Господа, ни своего собственного. Вот что говорит о них Кришна в "Бхагавад-гите": "Они всегда находятся под покровом Моей вечной творящей силы - йогамайи... Но невежественные и неверу- ющие люди, сомневающиеся в явленных писаниях, не достигают Бо- жественного сознания. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире,ни в следующем..."

Такой, довольно неожиданный и красивый ответ дает филосо- фия Сознания Кришны на вопрос о познаваемости мира. На этом можно завершить рассмотрение основного вопроса философии - об отношении сознания к материи. Как может заметить любой чита- тель, немного знакомый с философией, Сознание Кришны дает ясные, логические и на редкость изящные ответы на все основные философские проблемы. В одной из своих лекций Харикеша Свами назвал философию Сознания Кришны фантастической, настолько она является глубокой, убедительной и красивой. Есть много Веди- ческих писаний, посвященных специально философским вопросам: "Упанишады", "Шримад-Бхагаватам" и другие. Но главным из них, рассказанным Самим Господом Кришной, является, несомненно, бессмертная "Бхагавад-гита". Вот что говорит Кришна в Гите: "Это знание является вершиной всего познания. Это самая большая тайна из всех тайн. Оно извечно и его постижение на- полняет человека счастьем... Это самое чистое знание и это - совершенство религии, ибо оно дает прямое восприятие сущности путем его осознания..."

На этом мы завершаем рассмотрение философских вопросов Сознания Кришны.

ГЛАВА 2.


ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ


5. Эта удивительная наука - история.


В этой главе мы приступим к рассмотрению вопросов, связанных с историей развития человеческого общества. Современная историческая наука в своих исследованиях опирается на различные исторические документы, летописи, книги и рукописи, а так- же на данные археологии, получаемые в результате археологических раскопок, проводящихся во многих странах мира. Но, к сожалению, ученые историки не всегда вполне добросовестны в своей работе. Одни документы, в основном, позднейшего периода, они считают подлинными и достоверными, в то время как другие, зачастую более древние и авторитетные, ими вообще не принимаются во внимание. Такова печальная участь самых древних в мире явленных писаний: Библии, Корана и Ведической литературы. Во всех этих священных писаниях описываются исторические события, происходящие в прошлые исторические эпохи. В Ведической литературе есть даже примеры того, что имело место на заре творения. Но ученые историки по своей наивности и невежеству считают эти исторические свидетельства плодом вымысла и человеческой фантазии. Из-за того, что сейчас они не наблюдают того, что происходило в прошлые исторические эпохи, они простодушно заключают, что этого не могло быть никогда вообще. Здесь имеются в виду различные свидетельства о так называемых "чудесах", творимых Господом Богом и Его различными посланниками и другими святыми личностями. Напомним читателю, что одним из имен Господа Кришны является Йогешвара, что означает "владыка всех таинств". Обратим внимание читателя на одну интересную деталь: очень многие достижения современной науки, уже широко признанные сегодня, многим невежественным людям прошлого показались бы невероятными чудесами. Даже обычная химическая реакция - нейтрализация кислоты щелочью показалась бы великим чудом, т.к. она протекает очень бурно, с выделением тепла и бурлением. И подобно этому, многие события прошлого кажутся невероятными современным невеждам и глупцам, даже если они выдают себя за ученых людей и награждают друг друга учеными званиями. "Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в явленных писаниях, не достигают божественного сознания. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем..." Существует много теорий человеческого общества, начиная с исторического материализма, разработанного Марксом, Плехановым и Лениным, и кончая современными буржуазными социологическими теориями. Несмотря на многочисленные отличия, они все имеют одну важную особенность, общую для всех. Именно такая общность и будет интересовать нас, и мы можем уже не вдаваться в особенности каждой конкретной системы. Так в чем же заключается эта особенность, столь важная для этого исследования? Все теории предполагают, что развитие человеческой цивилизации происходит по восходящей линии, от менее развитых форм общества к более развитым, что имеет место, таким образом, постоянный прогресс человеческой цивилизации.Так вот, оказывается, что эти логичные рассуждения, как это не покажется странным, - совершенно неверны. В течение всего существования материального мира происходит не прогресс, а деградация человеческого общества. Каким образом это происходит - описано ниже.

6. Маха-юга


Так что же говорит философия Сознания Кришны об истории развития человеческого общества? Каждая историческая эпоха, называемая маха-юга, имеет четыре разных периода:

1. Сатья-юга - Золотой век
2. Трета-юга - Серебряный век
3. Двапара-юга - Бронзовый век - МАХА-ЮГА
4. Кали-юга - Железный век

Каждый период характеризуется своим уровнем развития цивилизации. Самой развитой и духовно продвинутой была цивилизация Сатья-юга Золотого века, когда все люди были праведны и благочестивы, следуя по пути извечной религии санатана-дхарма, или Сознания Кришны. Носителями этой высокой духовной культуры были арии-племя, живущие в центре и на севере Индии. Эта циви- лизация была целиком основана на Ведах, и потому называлась Ведической.

В следующей затем Трета-югу, Серебряный век, стали появ- ляться отклонения от санатана-дхарма, в Бронзовый век появи- лись материалистические и атеистические взгляды, и, наконец. в Кали-югу, Железный век, такие взгляды становятся доминирующи- ми, что мы и наблюдаем в настоящее время. Таким образом, в течение всей продолжительности маха-юги происходит постепенная деградация человеческого общества. Таковы законы, установленные самим Господом Богом, и это вполне соответствует представлениям современной физики, о чем будет идти речь в главе "Физика и биология". Материальный мир устроен таким образом, что, будучи предоставлен сам себе, он постепенно приходит в хаос. Поэтому Кришна периодически является здесь, чтобы приостановить этот угрожающей процесс. "Чтобы защитить праведных и покарать негодяев, а также, чтобы восстановить извечные законы религии, Я являю Себя эпоха за эпохой..."

В каждую из эпох Кришна являет Себя в том или ином облике. Так, в Сатья-югу Он является как Господь Капила, давший миру учение Санкхья или философию Сознания Кришны, в Трета-югу Он явился как Господь Рамачандра, чьи подвиги описаны в древнейшем эпосе - Рамаяне, в конце Двапара-юги Кришна явился в Своем изначальном облике Шьяма, чтобы явить миру Свои вечные трансцендентные игры и забавы, которыми Он занят с самыми близкими Своими преданными, на высшей планете духовного мира Голока-Вриндавана, и наконец, в Кали-югу предсказано три явления Господа Кришны: Господь Будда, Господь Чаитанйа и Господь Калки. Два из трех этих предсказаний уже осуществились. 2500 лет назад было явление Господа Будды, давшее начало новой мировой религии - буддизму, а 500 лет назад в Индии жил Господь Чайтанйа Махапрабху, основавший движение Сознания Кришны. Третье, последнее воплощение Кришны - Калки-аватар должен явиться в конце Кали-юги с целью истребления наиболее падших демонов. Все воплощения Кришны описаны в "Шримад-Бхагаватам", или "Бхагават-Пуране" - наиболее фундаментальном произведении Сознания Кришны (на английском языке с комментариями он занимает 50 томов).

7. Археологические сенсации


Возникает вопрос: как же объяснить многочисленные археологические находки, останки людей менее развитых цивилизаций, живших в прошлые исторические эпохи? Подвергать эти данные сомнениям у нас нет никаких оснований. Но, к счастью, они находят свои объяснения в философии Сознания Кришны. Все археологические открытия древних цивилизаций имеют сравнительно небольшую давность, не более 2-3 тысяч лет. Они относятся к таким странам, как древний Египет, Древняя Греция, Вавилон и др. Однако наша Кали-юга началась 5 тысяч лет назад, после того, как землю покинул Господь Кришна, т.е. к тому времени уже началась деградация человеческой цивилизации, связанная с наступлением Кали-юги. В то же время в последние 500 лет наб- людается некоторый прогресс цивилизации. Но это вопрос особый, и его причина - еще одно явление Кришны в материальном мире. Как уже упоминалось выше, в конце 15 - начале 16 веков Кришна жил в Индии как Господь Чайтанйа Махапрабху, давший начало движению Сознания Кришны, и Его появление вызвало бурный расцвет цивилизации в самых различных областях: науке,искусстве и, разумеется, религии.

Нам осталось осветить вопрос, как же тогда объяснить находки различных человекоподобных существ, таких, как питекантропы, кроманьонцы и неандертальцы, которых современная наука объясняет предками человека? Такие находки периодически делаются археологами в очень древних исторических слоях - свыше 30, 50 и даже 100 тысяч лет. Но, фактически, эти цифры указывают только нижнюю границу датирования. Они на самом деле еще древнее. Заметим интересный факт: в настоящее время на земле уже не осталось таких существ, они полностью вымерли в прошлые эпохи. Как же так случилось, что эти существа. которые были, якобы, предками современного человека, сами исчезли с лица земли? Здесь несомненным является то, что эти существа не име- ют отношения к современному человеку. Они были последней отми- рающей ветвью, оставшейся от цивилизаций прошлых исторических эпох, т.е. предыдущей Маха-юги. Они дают нам представление о том, до какой ступени дошла деградация человека в прошлую Ка- ли-югу, которая точно также завершила предыдущую Маха-югу. Таковы краткие объяснения многочисленных археологических открытий, которыми так гордится современная наука, но, к сожа- лению, совершенно их не понимает. Приведем в заключение гра- фик-схему основных периодов нашей Маха-юги.

ОПЛ - останки первобытных людей прошлой Махи-юги: неандертальцы и т.д.
МРЦ - менее развитые цивилизации (Древний Египет, Греция, Рим и т.д.)
ГЧМ - явление Господа Чаитайи Махапрабху (прогресс цивилизации в течении 10 тысяч лет)

ГЛАВА 3


БИОЛОГИЯ И ФИЗИКА


8. Биология опровергает религию


Рассмотрим, наконец, вопрос о взаимоотношении естественных наук с философией Сознания Кришны. Остановимся вначале на биологии. За последнее десятилетие в ней были сделаны многие фундаментальные открытия, давшие, казалось, разгадку на многие фундаментальные проблемы о сущности жизни. Это раскрытие тайны генетического кода и законов наследственности, выяснение механизма многих биохимических реакций в организме человека, искусственное выращивание зародыша вне организма матери и т.д. Казалось, что все эти успехи дали однозначный ответ: жизнь имеет чисто материальную природу. В природе и ее законах нет ничего сверхъестественного, все находит свое объяснение в ходе развития современного естествознания. Не будем, однако, торопиться с выводами и обратимся к текстам священных писаний: а что же говорится о сущности жизни в них? В мире имеется три главных священных писания: это Библия, Коран и Веды. И во всех трех писаниях говорится, что живое существо по своей природе не есть тело, но оно есть душа, находящаяся в теле, как води- тель внутри автомобиля. В "Бхагавад-гите" говорится: "Подобно тому, как душа пребывает в данном теле от детства к юности и до глубокой старости, она аналогично переходит в другое тело после смерти. Самопознавшая личность не смущается такой пере- меной... Как человек меняет свои одежды, снимая старые и оде- вая новые, так и живое существо меняет свои тела, оставляя старые, как бесполезные, и принимая новые..."

Таким образом, тело человека является как бы машиной, механизмом, построенным из различных химических веществ. Поэтому все достижения и открытия естественных наук относятся лишь к этой временной оболочке духовного и вечного живого существа. В процессе своей эволюции душа рождается в одном из типов тел, которых существует всего 8 400 000, как говорится об этом в Ведах. Для тела же уже имеют место все законы материального мира, изучаемые современной наукой. Таким образом, все открытия и законы естествознания имеют место для материальных тел, но никоим образом не могут опровергнуть духовную науку о сущности жизни - душа и Господь Бог - Верховной душе этого мира. Остается открытым еще вопрос, каким образом попадает в тело живое существо - душа. В теле мужских особей имеются половые клетки - сперматозоиды, которые при слиянии с яйцеклеткой оплодотворяют ее, давая начало новому организму. Попав в тело женщины, они начинают самостоятельно двигаться по женским половым путям до оплодотворения яйцеклетки. Так вот, как раз в них-то и находятся индивидуальные души - джива-атма, которые попадают после слияния в яйцеклетку, и начинают управлять развитием нового организма, становясь его владельцем. Именно этим объясняется то, что ученым удается вырастить полноценный организм в условиях искусственной питательной среды, вне тела матери. Для этого используется уже оплодотворенная яйцеклетка, зародыш нового организма, которая содержит как всю наследственную информацию об организме, так и самого его владельца - духовное живое существо. Таким образом, философия Сознания Кришны дает простые, ясные и убедительные объяснения всем достижениям и открытиям в биологии, даже не вдаваясь в их конкретные детали.

9. Ура! Физика - не поддается!


Представители материалистического и атеистического мировоззрения пытались использовать также достижения современной физики для латания многочисленных дыр шаткого здания материалистической философии. Однако, физика гораздо более строгая и точная наука, и в ней уже не проходят такие выверты, как теория эволюции Дарвина и теория происхождения жизни Опарина. Сейчас мы рассмотрим вопрос, каким образом эти лженаучные теории в корне противоречат основным законам физики. Уже в школе начинают изучать термодинамику - наиболее общую физическую теорию о законах взаимного превращения разных видов материальных энергий. Основной ее закон, так называемое второе начало термодинамики, гласит: "Любая замкнутая физическая система, изолированная от внешнего влияния, развивается таким образом, что ее энтропия может только возрасти". Единственное понятие, которое нам необходимо объяснить, - это энтропия. Так вот, говоря простым языком, энтропия - это мера неупорядоченности, хаотичности данной системы, и этот закон имеет очень простую и наглядную интерпретацию, понятную с точки зрения здравого смысла: любая система, предоставленная сама себе, с течением времени приходит во все больший беспорядок, или остается неизменной. Она не может самопроизвольно превратиться в более сложную систему и упорядоченную, как например, соленая вода не может разделиться на соль и воду. Баллон с газом не может нагреться на одном конце и охладиться - на другом... Груда песчинок не может сложиться в гармоничное сооружение. Это вполне понятно и, очевидно, не требует особых пояснений. Так вот, этот закон и может быть четко сформулирован строгим математическим образом с помощью понятия энтропии. Насколько нам известно, он не имеет никаких исключений.

Величайший физик 20 века А.Эйнштейн как-то сказал: "Из всех наук, основы которых, я уверен, никогда не будут пересмотрены, самой важной является термодинамика".

Так что же получается, если мы рассмотрим второе начало термодинамики в применении к живым существам? Согласно материалистическим концепциям, каждое из них всего лишь комбинация материальных атомов и молекул. Поэтому к ним вполне применимы законы термодинамики. Каждое живое существо, таким образом, проходит сложный процесс развития, начиная с оплодотворенной яйцеклетки и до самой смерти. Конечно, можно возразить, что живое существо не является изолированной системой, оно получает питание и энергию из внешней среды. Но это возражение рассыпается, как песок! Для этого достаточно рассмотреть расширенную систему: живые существа + окружающая среда. Для нее остаются в силе те рассуждения,что эта система, очевидно, является уже изолированной. Но, очевидно, что для нее второе начало будто бы не выполняется. Причина, разумеется, в том, что материальное тело живого существа находится под постоянным воздействием некоей внешней силы внешней природы - души и Верховной души, которые управляют его развитием. Таким образом, можно твердо заявить, что материалистические гипотезы о самопроизвольном зарождении и развитии жизни в корне противоречат основным законам современной физики.

В 20 веке были сделаны крупнейшие открытия в области теоретической физики. Это, в первую очередь, теория относительности и квантовая механика. Создателем первой является А.Эйнштейн, а второй - десятки крупнейших физиков, начиная с того же А.Эйнштейна. Эти теории буквально перевернули все здание классической физики. Оказалось, что в микромире - мире элементарных частиц и больших скоростей царят законы, совсем непохожие на наши обычные законы физики, к которым мы все привыкли.

Так, в системе, движущейся с большой скоростью, замедляется течение времени. Кроме того, частица, летящая с большой скоростью, начинает проявлять удивительные свойства: она как бы теряет свои координаты местоположения, т.е. превращается из микроскопической частицы - в облачко гораздо больших размеров. Иными словами, ее можно зафиксировать не только на определенной линии следования, но в целой области, охватывающей этот путь. Все эти интригующие воображение факты заставили многих догадливых физиков всерьез задуматься над своими философскими мировоззренческими взглядами, настолько эти научные факты уже не могут быть объяснены с точки зрения наивных материалистических понятий. Появились новые философские течения, которые побудили самого крупного философа-материалиста 20 века В.Ленина написать книгу, специально посвященную анализу этих вопросов ("Материализм и эмпириокритицизм").

Будучи достаточно серьезным философом, он понимал, что эти открытия в корне изменяют старые материалистические понятия. Но он, однако, сумел вывернуться и в этой затруднительной ситуации, что изменяются не материалистические представления, а лишь законы материального мира, изучаемые физикой. Это, конечно, очень ловкое и хитрое коленце, но если мы и дальше будем рассуждать таким же образом, то можем продолжить так: философия Сознания Кришны отнюдь не противоречит материалистическим представлениям, но лишь уточняет пределы применимости конкретных законов природы.

Так, например, тело человека живет определенное количество лет, после чего умирает и уничтожается, в соответствии с законом природы. Само же живое существо состоит из материи более тонкой структуры, чем тело, и оно не умирает со смертью тела, как человек не умирает, когда снимает свою одежду, и т.д. Таким образом, можно и далее вполне разумно и рационально разъяснить законы природы. Наиболее полное их изложение имеется в "Шримад-Бхагаватам" или "Бхагават-Пуране", состоящей из 50 томов. В настоящее время философия Сознания Кришны изучается во многих институтах мира (которые публикуют свои исследования в научных изданиях), главным из которых является Международный институт Бхактиведанты.

Используются технологии uCoz